AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Статья из монографии Азыдовой Н.Б.

Методическая копилка
26.11.2018

Статья из монографии Азыдовой Н.Б.

Пичугина В.К. История и методология этнопедагогического исследования Монография «МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ»

является продолжением серии публикаций, инициированных представителями разных научных школ и затрагивающих актуальные проблемы методологии фундаментальных и прикладных педагогических исследований. Весной 2016 г. состоялась международная сетевая научная конференция РАО «Методология научного исследования в педагогике (посвященная 90-летию со дня рождения академика РАО В.В. Краевского)» (ВГСПУ-КалмГУ, Волгоград-Элиста, 26-28 апреля 2016 г.), осенью 2017 г. – международная научная конференция «Методология этнопедагогического исследования (посвящается 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова)» (КалмГУ, Элиста, 31 октября – 2 октября 2017 г.). По итогам этих конференций вышли две монографии, в которых рассматривались вопросы методологического обеспечения педагогического и этнопедагогического исследования, методологических проблем научного обоснования обучения и воспитания и их этнопедагогического сопровождения[1].

Данная монография является третьей в этой серии коллективных монографий и является логическим продолжением дела по актуализации потенциала историко-педагогических и этнопедагогических исследований. Монография отражает результаты многолетней работы ученых, представляющих разные исследовательские направления в сфере этнопедагогики, и учителей, реализующих разные стратегии этнопедагогической поддержки одаренных детей. Разделы монографии – «Этнопедагогическая пансофия в ретроспективе и перспективе», «Этнокультурные исследования и феномен творчества в образовании», «Развития творческого потенциала обучающихся: особенности этнопедагогического сопровождения» – дают авторские взгляды на методологию, историю, теорию и практику этнопедагогики, перед которой стоит множество вопросов, многие из которых можно назвать «вечными».

 

Доктор педагогических наук, профессор РАО, ведущий научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»



Пичугина В.К.

 


 

Дякиева Б.Б., Нидеева Р. Ш., Азыдова Н.Б.
Школьный музей и современная образовательная политика:
вопросы этнопедагогического сопровождения
(на примере опыта школ Республики Калмыкия)

 

В последние годы в системе общего образования возрастает роль школьных музеев, а в педагогической науке сложилось целое направление, как музейная педагогика. Это подтверждают исследования феномена музейной педагогики, которую в современной литературе ученые – педагоги определяют как одно из важных направлений школьной педагогики, как инновационную педагогическую технологию. Именно о роли музеев и музейной педагогики в воспитательно - образовательном пространстве написаны не просто научные статьи[2], но подготовлены учебные пособия, разработаны практические рекомендации[3].

Безусловно, музейная педагогика связана, прежде всего, с образовательно-воспитательной деятельностью, направленной на формирование ценностных, духовно-нравственных качеств личности обучающегося. Но отношение к музеям в целом, в том числе к школьным музеям в разные годы было разным – оно менялось в зависимости от времени, идеологических ценностей и переоценки духовно-культурных парадигм в обществе.

К примеру, Е.В. Тараненко выделяет следующие основные этапы в истории создания и развития школьного музея в России[4]: с начала своего возникновения на рубеже XIX-XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс как дополнительный визуальный материал к основной информации по предмету в целях более детального знакомства с действительностью, с окружающей жизни. Музеи с самого начала функционирования являлись результатом совместного труда, плодом общих усилий, сотворчества педагога и учащегося.

Позже, в 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музеи становятся преимущественно краеведческими, ориентированными на местный материал. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. В послевоенное время, с 1950-х годов прошлого века начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей. Данный период стал временем расцвета не только советской модели образования, но и школьных музеев: в середине 1980-х годов, в СССР сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Однако в 1990-х годах известный кризис коснулся и школьных музеев, когда они переживают и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970-1980-х годов не всегда приходят такие же кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.

Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей. Безусловно, в этом огромная заслуга энтузиастов, преданных музейному делу специалистов, руководителй школ, педагогов, учащихся – волонтеров. Но также это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам: школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты – музеологи) для другой (аудитория)[5].

Анализ истории развития школьных музеев показывает, что в настоящее время актуализирована идея школьного музея как открытой системы и связана эта система с четким осознанием следующих позиций: термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня. Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением, школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей[6].

Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Творческий потенциал сельских детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с ее классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности.

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом должны играть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими, особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. В новое время меняются и функции школьных музеев: они становятся средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Именно школе, и в частности школьному музею, принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма.

Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека: патриотизм, любовь к отечеству, уважением к своим корням, малой родине, гуманизм. Героические события отечественной истории, вклад выдающихся деятелей в области образования, науки, культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время. Школьный музей также является одним из источников формирования и развития гражданской личности, гражданственных качеств в каждом обучающемся. В первую очередь это решается на уроках истории: мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому. Важная форма работы музея — привлечение его материалов, как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предметам. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады, организуются научные мероприятия.

Сегодня в системе российского образования школьные музеи – составная часть системы воспитания и образования, уделяется серьезное внимание их развитию, паспортизации и укреплению материально-технической базы уже действующих музеев.

В системе общего образования Республики Калмыкия действуют 75 паспортизированных школьных музеев и 82 музейных формирований (комнаты, уголки, залы). По профилю они классифицируются на следующие: музеи Боевой славы – 23, краеведческие - 32, историко-краеведческие – 11, литературные – 3, мемориальные – 3, этнографические – 3.

В данной статье речь пойдет об одном из музеев, который занимает особое место не только в системе школьных музеев республики, но в целом в системе образования региона. Это музей, созданный при муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Ики-Бухусовская средняя общеобразовательная школа им. П. М. Эрдниева» Малодербетовского района Республики Калмыкия. Данная сельская школа - одна из малокомплектных школ, каких в России сегодня много. Но для своего села, педагогов и учащихся школа – это и образовательный, и культурный центр, то место, которое дает возможность ощущать себя частицей большой страны. И это чувство рождается благодаря в том числе школьному музею.

Школа носит имя выдающегося советского, российского и калмыцкого ученого, доктора педагогических наук, первого академика РАО из числа калмыков, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора, Почетного гражданина Республики Калмыкия, Героя Калмыкии, уроженца п. Ики-Бухус Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. Эрдниев П.М. является автором дидактической системы «Укрупнение дидактических единиц», научного открытия в школьном образовании[7].

Школа не только с честью носит имя легендарного земляка, но создала историко-краеведческий музей, посвященный Эрдниеву П.М.. Руководитель - Нидеева Раиса Шургановна, учитель математики, ученица академика. На стендах - фотографиии документы, посвященные жизни и творчеству П.М. Эрдниева. Согласно целям и задачам музея его экспозиции призваны воспитывать у школьников чувства патриотизма, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края, приобщать обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, способствовать сохранению исторической памяти, совершенствованию нравственного и духовного воспитания обучающихся. Здесь, как в лучших музеях, каждый экспонат пронумерован и хранятся в специальных ящиках, что очень помогает работе[8].

Музейные экспонаты отличаются логикой оформления и подачи: начинаются они с рассказа о малой родине под названием «Карта и схема поселка Ики-Бухус в конце XVIII в». Калмыки – бухусы как отдельная этническая группа калмыков в далеком прошлом образовали население Ики-Бухусовского аймака Малодербетовского улуса. Этноним «буху» в переводе с калмыцкого означает «быки» и имеет тотемное происхождение, об этой истории хорошо знают старожилы, в том числе Дорджиева Ляля Кодаевна, уроженка п. Ики-Бухус. А легенда из ее уст звучит так: «Когда-то у одного богатого старика - дервуда было 5 сыновей: Ики-Бухус, Бага-Баат, Хар-Бухус, Манла, Хонч - нур. Четверо сыновей во всем слушались своего отца, и только Хар-Бухус был очень своенравным. После смерти отца они, разделив имущество и земли между собой, стали жить отдельными хотонами (поселениями). Один из них, Хар-Бухус, поругался с братьями и ушел к родственникам по материнской линии. Сейчас его потомки живут в поселке Эрдниевский Юстинского района. А старший сын, оставшийся жить в родном хотоне и дал ему название - Ики-Бухус»

Жители поселка Ики-Бухус поселились вдоль берега реки Хуцын Толга, которая брала свое начало с больших Сарпинских озер. В те далекие времена урочище Хуцын Толга славилось своими богатыми пастбищами, каждую весну лиманы подтапливались талыми водами, а трава была такой высоты, что скрывала всадника. Местность была богата на урожаи, сена было вдоволь, поэтому наши предки никогда не покидали эту землю.       Так, к концу 1869 г. в Икибухусовском аймаке было уже 228 кибиток, сохранились этнические группы –арваны: ик баат, баг баат, хоонуд, серкш, буурул, мангд, орсуд. В настоящее время эта речка Хуцын толга протекает на территории поселка Хонч-нур[9].

Все семь этнических групп жили отдельными хотонами и каждая имела свою территорию, поголовье, пастбища: Серкш арвн поеслилась в хотоне Ниицян, Хоонуд арвн - в местечке «Ганшин Цаган», Мангд арвн – Му Манц, Баг Баат арвн – Красный пахарь. А в центральном хотоне жили представители разных арванов - групп. В первые годы советской власти они объединились и образовали 3 колхоза: Ниицян, Красный пахарь и Улан малч. Семья академика Эрдниева жила в хотоне «Улан малч», где в семье Эрдни и Амархан 15 октября 1921 года и родился сын Пюрвя, будущий ученый, гордость калмыков.

Безусловно, центральное место в музее занимает экспозиция, посвященная Пюрвя Мучкаевичу и она называется «Хроника жизни и деятельности академика Эрдниева П.М.». Эпиграфом к экспозиции стали слова академика И.П. Павлова: «Я, несмотря на свой возраст, несу бремя науки и не только науки, но и для того, чтобы прославить Россию…». Здесь размещены документы и фотографии довоенных и сибирских лет, фотографии послевоенного времени, подлинные документы, письма П.М. Эрдниева к землякам, книги, альбомы с фотографиями семьи Эрдниевых. Любовь к математике у Пюрвя Мучкаевича родители заметили в раннем детстве и отец связывал это с одним далеким предком, о котором даже сложена легенда: «В то время, когда калмыки кочевали по степям Монголии, в Тибете шло строительство дворца Далай-Ламы, куда направляли самых искусных строителей, среди них был один из предков Эрдниевых. Он был не только хорошим строителем, но также очень грамотным…». Считали, что гены этого человека и передались Пюрвя Мучкаевичу.

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич окончил четыре класса в родном поселке Ики-Бухус, продолжил учебу в 5 «д» классе Малодербетовской школы. С первых месяцев преуспевал в учебе, особенно по математике, любил решать задачи нетрадиционно, находя более оригинальные способы. «О фабричных портфелях, ранцах и других прелестях ребята в ту пору не имели понятия, зато было обилие сшитых вручную сумок - ситцевых, сатиновых, суконных. В старину говорили, что у бравого и храброго солдата в его вещевом мешке может лежать до поры до времени генеральский жезл. А мне думается, что в сумке Пюрвя Мучкаевича хранилась мантия академика» - вспоминал о нем его одноклассник Ц.Х. Бамбышев. Церен Хуцаевич оказался прав.      

В школьном музее бережно хранится мантия и шапочка-конфедератка профессора Эрдниева, более 70 лет Эрдниев П.М. посвятил научной деятельности и прошел путь от учителя до академика. Печальны цифры статистики: из числа сверстников 1920-1924 годов рождения, ушедших на фронт годы Великой Отечественной войны, живыми вернулись только пять процентов. В их числе и профессор, академик Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.

Как и многие его друзья, он был призван на действительную службу в Красную армию осенью 1940 г. Начало войны встретил на западных границах. Первый бой он принял как наводчик 45-миллиметровой пушки под г. Бердичев на Украине. В 1941 г. получил первое ранение, после госпиталя его направили на курсы младших лейтенантов - артиллеристов. Будучи командиром взвода, П. М. Эрдниев принимал участие в тяжелых наступательных боях в Восточной Пруссии в рядах 3-го Белорусского фронта под командованием генерала И.Д.Черняховского. В одном из боев был тяжело ранен и День Победы встретил в г. Иваново. Он награжден двумя орденами Отечественной войны первой и второй степеней, многими медалями. Вместе со своим народом пережил суровые годы в Сибири, где ему удалось с отличием закончить Барнаульский педагогический институт. После окончания института, работая учителем сельской школы в Сибири, приступил к первым научно – методическим исследованиям[10].

Первые исследования свидетельствовали о таланте творческого педагога, научные статьи были сразу опубликованы в журнале «Математика в школе» в 1953-1956 годах, а через два года в 1958 году молодой ученый из числа ссыльных калмыков защищает кандидатскую диссертацию по теме «Развитие навыков самоконтроля в связи с активизацией процесса обучения математике».

Защита прошла, как сегодня сказали бы, блестяще. За плечами Пюрвя Мучкаевича была большая практическая работа в школе и именно в те годы он впервые задумался над нерешенными проблемами дидактики, методикой обучения учащихся отвлеченным, абстрактным математическим формулам. Ведь многие десятилетия преподносились трафаретные, шаблонные правила, которые механически заучивались учащимися. И чтобы оживить уроки, да и ускорить усвоение учебной программы требовалось совершенно иное мышление ребенка. Эрдниев П.М. решился на дерзкое вторжение в диалектические процессы познания и итогом следующего этапа активной творческой работы стала в 1973 г. защита докторской диссертации по теме «Проблемы интенсификации обучения математике». Пюрвя Мучкаевича как ученого всегда отличали настойчивость и энергия, стремление обязательно внедрить в практику современной школы, довести результаты исследования до школьного учителя.

Система укрупнения дидактических единиц (УДЕ) – это одновременное изучение взаимосвязанных понятий, образующих целостную структуру знаний. Методика П.М. Эрдниева по своей сущности тесно соприкасается с законами диалектического материализма – единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицаний. Можно с полной уверенностью сказать, что через познание законов диалектики ученый открыл диалектику самого познания и мышления в процессе обучения. Неслучайно новаторство ученого сразу получило признание не только в Советском Союзе, но и за рубежом – во Франции, США, Англии, Японии, Германии и других странах. Научные труды профессора П. М. Эрдниева осваивают в те годы математики всей страны, появляются ученики, защищаются на основе УДЕ кандидатские и докторские диссертации.

В 1989 г. доктор педагогических наук, профессор П. М. Эрдниев был избран в действительные члены Академии педагогических наук СССР. Избрание в академики – это триумф не только самого П.М. Эрдниева, это стало триумфом и для калмыцкого народа, у которого появился первый академик РАО.

Отдельная экспозиция в музее посвящена «Отзывам о работах П.М. Эрдниева», члены Совета музея собрали более 300 отзывов. В школьном музее также бережно хранятся личные вещи П.М. Эрдниева и его супруги Були Бадмаевны, которые имеют большую музейную ценность: рубашки повседневные и нарядные, костюм, брюки черного цвета, шляпа и строгий кожаный плащ зеленого цвета, сапоги кожаные, костюм и красивое шифонное платье желтого цвета в мелкий цветочек. Пюрвя Мучкаевич передал в школьный музей родного поселка, где он родился и вырос все свои личные вещи.

Очень ценным экспонатом является портфель академика, который имеет свою историю служения ученому: в 1954 г. Пюрвя Мучкаевич получил премию Алтайского краевого отдела народного образования, часть которой он потратил на черный кожаный портфель, ставший его жизненным «спутником». Портфелю в этом году исполнилось 64 года.

В музее хранятся предметы быта семьи Эрдниевых: круглый рабочий стол, на столе керосиновая лампа, кафедра, где Пюрвя Мучкаевич круглыми сутками работал, он предпочитал работать стоя, потому что давало о себе знать ранение в ногу, полученное во время войны.

Все экспозиции в музее расставлены по рекомендациям знаменитого земляка – академика. Так, он посоветовал разместить в первую очередь экспозиции о великих уроженцах – однохотонцах: выдающемся джангарчи Ээлян Овла, о гуманисте, просветителе, создателе первой калмыцкой газеты, ученом Номто Очирове, который записал у Ээлян Овла и сохранил для народа первые 10 песен эпоса «Джангар». Также по совету Пюрвя Мучкаевича оформлены стенды, посвященные землякам - участникам Великой Отечественной войны. Так были созданы специальные разделы музея   по темам «Об учителях - ветеранах Великой Отечественной войны», «75 лет Сталинградской битвы», «О воинах 110-ой Отдельной калмыцкой кавалерийской дивизии» и др.

В деятельности музея сельской школы можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными изменениями в содержании школьного образования, требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Следует выделить три главных направления в музейной краеведческой работе: семья, школа, родной край. Тема семьи является одним из основных направлений в краеведческой работе школы. Многие школьники не знают, где работали их дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства. А ведь знакомясь с прошлым бытом родных, местами, где прошли годы жизни близких им людей, дети глубже, душевнее постигают свой родной край, ближе становятся с родными.

Исследовательская деятельность. Важное место в историко - краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни. Так, в рамках проведения Эрдниевских чтений члены совета музея ежегодно готовят исследовательские работы, посвященные землякам икибухусовцам, где прослеживается история их семьи в истории нашей страны. Работы школьников сопровождаются старыми фотографиями их дедушек, бабушек и других родных. Интерес на очередной конференции вызвали исследовательские работы Бадмаева Уралана «Олн улс тулхла, алдр нернь делгрх» (о П.М. Эрдниеве»- первом академике Калмыкии), Нидеева Алексея «Летчик Манджиев» (о первом директоре Ики-Бухусовской школы, ветеране Великой Отечественной войны, летчике), Каруева Санала «Научное достояние Калмыкии» (о Тодаевой Буляш Хейчиевне, ученом- востоковеде), ее потомки проживают в п. Ики-Бухус.

Учащиеся активно принимают участие в научно - практической конференции «Мой край в годы Великой Отечественной войны», в республиканском конкурсе фотодокументальных материалов «Виртуальный альбом «Знаменитые семейные династии Республики Калмыкия», конкурсе презентаций «Научное достояние Калмыкии». В системе образовательного процесса музей тоже играет немалую роль. По сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей». Материалы школьного музея используются на уроках истории и культуры родного края. Иногда старые газетные вырезки, фотографии могут рассказать больше, чем простые слова учителя, особенно, если подержать их в руках и почувствовать дух того времени.

Таким образом, музейная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных качеств у всех обучающихся. Музей раскрывает учащимся связи родного края с родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника, играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Сегодня на базе историко-краеведческого музея имени первого академика Калмыкии П. М Эрдниева проходят районные и республиканские семинары с участием педагогической общественности, ежегодно проходит Неделя «Музей и дети». Так, в целях активизации патриотического воспитания детей и молодежи и широкого использования школьных музеев в учебной и воспитательной работе, с 16 октября по 23 октября 2017 г. была проведена адресная Неделя к дню рождения П.М. Эрдниева под названием «Он доблестью свой ум обогатил, умом свою увековечил доблесть», в ходе, которой проведен музейный урок «П.М. Эрдниев. Жизнь, деятельность, творчество». Учащиеся 5-11 классов принимают активное участие в музейных уроках, которые проводит руководитель музея Нидеева Р.Ш. Раиса Шургановна рассказывает о деятельности музея имени П. М. Эрдниева, о том, какая работа проводится членами кружка «Музей и дети». Члены кружка под ее руководством и с помощью педагогов собирают информацию о ветеранах войны, тружениках тыла, восстанавливают фотографии военных лет, встречаются с членами семей ветеранов Великий Отечественной войны, ведут летописи, берут интервью у очевидцев военных событий.

Применение материалов школьного музея в учебно-воспитательном процессе. Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д. Например, по истории и краеведению, материалы музея используются при изучении следующих тем: «Великая Отечественная война», «Культурное наследие п. Ики-Бухус», «Писатели и поэты о П.М. Эрдниеве». Разработаны следующие музейные занятия на экспозиции школьного музея: «Есть память, которой не будет конца», «75 лет Сталинградской битве», устный журнал о жизни и деятельности П. М. Эрдниева.

Привлечение педагогами музейных материалов к учебному процессу делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых.

Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятники - это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

Привлечение краеведческого материала создает также благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования. Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. И здесь на помощь ученикам приходит школьный краеведческий музей. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими. Метод использования школьного музейного материала позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.

Таким образом, школьный музей сельской школы органично интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные мероприятия и другие формы деятельности он связан не только с преподаванием конкретных учебных дисциплин, но также и дополнительным образованием учащихся. Музей включен в жизнь местного сообщества, является пропагандистом истории села, хранителем лучших страниц о жизни села и населения.

 

 




[1] См.: Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / под. ред. Р.С. Бозиева, В.К. Пичугиной, В.В. Серикова. – М.: Планета, 2016. – 208 с.; Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография / под ред. А.Б. Панькина, В.К. Пичугиной. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. – 178 с.


[2] Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.; Тараненко Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. – 2006. – Выпуск № 6-7. – С. 3-5; Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. – М., 1992. – С. 68; Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. – М.: Омега. Л, 2005. – 184 с.


[3] Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с.; Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 182 с.; Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. – 2012. – №8. — С. 388-390. – URL https://moluch.ru/archive/43/5280/ (дата обращения: 31.07.2018).


[4] Тараненко Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. – 2006. – Выпуск № 6-7. – С. 3-5.


[5] Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. – 2012. – №8. — С. 388. – URL https://moluch.ru/archive/43/5280/ (дата обращения: 31.07.2018)


[6] Там же. С.390.


[7] Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. – 2012. – №8. — С. 388-390. – URL https://moluch.ru/archive/43/5280/ (дата обращения: 31.07.2018).


[8] Цеденова Р. Музей математики есть! / Раиса Цеденова // Хальмг үнн. – 2016. – 14 сентября (№ 167-168). – С. 13.


[9] Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ики-бухус (дата обращения: 28.06.2018 г.)


[10] Электронный ресурс: https://peoplelife.ru/337892 (дата обращения: 14.01.2017 г.)


Возврат к списку