Н.Б. Азыдова

Методическая копилка
27.01.2015

Н.Б. Азыдова

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным,

 должно быть пронизано народностью»

К.Д. Ушинский.

        

      Сосуществование народов в поликультурном пространстве России, в том числе Калмыкии, а также происходящие в последние годы изменения во всех сферах социально- экономической жизни, повлекли за собой процессы перемен в сознании людей. Изменились нравственные ориентиры, идеалы, началось возвращение к духовно- нравственным истокам, получила новую и более глубокую окраску ценностная категория отношения к человеку. Сегодня в научном обороте часто встречается слово «толерантность», уважение другого человека, его взглядов, культуры, право быть другим, не таким как все. В условиях межэтнической напряженности воспитание толерантности является одной из важнейших задач школы.

 В этой связи,  выявление этнопедагогического потенциала мультикультурной среды в образовании дает возможность каждому из нас понять и узнать, как все мы интересны своей самобытностью, неповторимостью, в общности человеческих идеалов, а знакомство с воспитательными традициями разных народов убеждает в том, что все мы являемся звеньями одной цепи и очень нужны друг другу.

        Вот почему этнопедагогическое образование стало велением времени, так как являясь частью целого, оно позволяет человеку чувствовать себя представителем своего народа и одновременно ощущать человеком многонациональной страны.

     Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания. В структуре этнопедагогики я бы выделила следующие основные  компоненты:

1.     Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая умственное, трудовое, физическое воспитание.

2.     Народная традиция воспитания, в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Воспитывая своих детей, мы стремимся сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому, помогаем детям познать мир, природу, окружающую среду.

3.     Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несут в себе определенный нравственный потенциал.

4.     Роль слова как педагогического фактора играет в этнопедагогике определяющую роль, особенно в деле морально-нравственного воспитания. Великий чешский ученый Ямос Коменский утверждал, что родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Каждый человек должен любить свою малую родину, быть патриотом своей родины, знать и говорить на своем родном языке, изучать и историю культуру родного края,  быть верным народным традициям, обычаям, обрядам; быть толерантным по отношению к другим религиям, проявлять гуманизм, ответственность, милосердие.

5. Семейная педагогика имеет целью оказать помощь родителям в воспитании детей. Семейная педагогика должна формировать культ матери и отца, культ рода, нации.

        Этнопедагогика как наука о народной педагогике является сердцевиной национальной культуры.    

           Достояние народной педагогики хранятся в народных сказках, песнях, пословицах, загадках, народных танцах, играх, народных праздниках, в прикладном искусстве.

         Таким образом, народная педагогика – это неисчерпаемый источник мудрости определенного этнического социума в деле воспитания молодого поколения. Народная педагогика  провозглашает и утверждает культ главных ценностей общества- культ Матери, Отца, Семьи, добра, чести, достоинства, уважения к людям, культ бережного отношения к природной среде.

           Воспитательная работа школы осуществляется в соответствии с целями и задачами на учебный год. Все мероприятия являются звеньями в цепи процесса создания единой личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа направлена на достижение на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы и на повышение эффективности учебно- воспитательного процесса, основной целью, которого является формирование духовно богатой, гармонично-развитой, здоровой и культурной личности и воспитание гражданина, способного самостоятельно построить свою жизнь, стать достойным членом гражданского общества.

          Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность школьников, разнообразные виды деятельности, общение, традиции, всю общешкольную среду.

          Педагогический коллектив школы в своей работе стремится успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные задачи, отдает предпочтение и считает приоритетным развитие и совершенствование национальной системы образования. Данные вопросы  решаются через учебную деятельность – предметное образование, введение национальных классов, внедрение национально- регионального компонента в преподавание федеральных предметов, через работу школьного методического объединения учителей калмыцкого языка и литературы (рук. Манджиева И.С.) учителей национальных классов (рук. Жагинова Н.М.), через систему дополнительного образования.

          Часы регионального компонента в основной и средней школе направлены на создание языковой среды, способствующей дальнейшему возрождению и развитию калмыцкого языка, воспитание и учащихся моральных ценностей, положительных нравственных качеств и устоев, используя традиции народной педагогики, национальной культуры, приобщая их к ценностям мировой культуры.

          Огромное значение уделяется изучению модулей этнокультурной направленности «История, культура родного края», «Тодо бичг». Учащиеся Манджиевой И.С., учителя калмыцкого языка и литературы, Каруевой Н.И., учителя истории и обществознания занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах по калмыцкому языку, ИКРК, тодо бичг,  конкурсах этнокультурной направленности.

         Человек формируется как личность, представитель нации, прежде всего в школьные годы. Поэтому, в школе уделяется большое внимание на изучение родного языка, истории, традиций и обычаев нашего народа. В школе проводятся дни родного языка, школьные вечера на родном языке. Учащиеся школы активно принимают участие в акции «Калмыцкий язык в каждом доме, в каждой семье», сохраняют и чтут школьные традиции. На протяжении 17 лет, 25 мая  проводится вечер встречи с  юбилейными выпусками, в этом учебном году зародилась традиция проводить турнир по волейболу среди выпускников школы «За верность школьным традициям», стали традиционными проведение национальных праздников «Зул», «Цаган- сар», проведение и участие в юбилейных мероприятиях, проводимых на базе школы  с участием социума, приглашением старейшин села.

        Все это способствует формированию у учащихся традиционных ценностей, почитания предков, своего рода и своей малой родины. При проведении массовых мероприятий активное участие принимают классные руководители - Бадмаева Н.А., Жагинова Н.М., Есенова Е.Б., Бадмаева Д.В., Манджиева И.С., Шоволдаева  Н.М., Немгиров Ю.С. Представленные отчеты классных руководителей о проведенных мероприятиях, фото и видео материалы свидетельствуют о содержательности различных мероприятий по пропаганде бережного отношения к родному языку, творческое стремление и активность участия участников образовательного процесса.

          Большое внимание в школе уделяется изучению эпоса «Джангр». Каждый народ, создавая эпос, стремился отразить в нем самые лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению.

       Огромную помощь оказывает Манджиев Батр Каруевич – лауреат премии «Душа России» (2011 г.), Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, лауреат премии «Келни билг», один из ярких продолжателей дела великого джангарчи Ээлян Овла, талантливый музыкант, исполнитель песен эпоса «Джангр», в последние годы занимается исследовательской работой по изучению истории народных обрядовых песен.

         В школе Батр Каруевич преподает этнографический кружок, знакомит с калмыцкими песнями, передает воспитанникам свою любовь к родному языку, культуре, традициям  обычаям калмыцкого народа, эпосу «Джангр»

     Кропотливая работа педагога Манджиева Б.К. подкрепляется результатами работы. Наши ученики - Эренджен Манджиев, Джангр Джаканов – дипломанты международного фестиваля сказителей «Эпосы мира на земле потомков «Джангара» (2011г.,2012г.,2013г.), Манджиев Эренджен - ежегодный участник фестивалей «Святая троица», Сарептские встречи», проходящих в Волгоградской области, Кару Манджиев  ежегодно принимает участие в фестивале «От Волги до Дона», который проходит в Котельниковском районе Волгоградской области, демонстрируя зрителям навыки владения национальной игрой «Нәрин шинҗ».

         На занятиях кружка «Национальные виды спорта» Манджиев Б.К. знакомит учащихся с калмыцкими народными играми «Стрельба из лука», «нэрин шинж», которые способствуют интеллектуальному и физическому развитию, народные  игры прививают ребенку уважение к народным обычаям, формируют качества личности, ценные  для этноса, учащиеся приучаются к правилам и нормам поведения в обществе.

         Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Самыми посещаемыми являются кружки «Здоровей-ка» (рук. Бадмаева Н.А.). Учащиеся с детства приобщаются к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха,  «Любительский театр» (рук. Жагинова Н.М.). На своих занятиях учащиеся проигрывают сцены из пьес, калмыцких сказок, учатся декламировать стихи. Эффективны кружки спортивной направленности. Учащиеся занимаются в спортивном, тренажерном залах школы, в зимнее время по договору с СМО спортивный зал предоставляется населению. Волейболисты школы, команда из учащиеся 6-10 классов – достаточно молодая команда, но тем не менее, стали победителями первенства по волеболу, выиграв у учащихся  Восходовской СОШ,  заняли 4 место районного первенства по волейболу, заняли 3 место в памятном турнире, проводимого на базе школы, посвященного 70- летию депортации калмыцкого народа.

  Комплексность этнопедагогического подхода к духовному, патриотическому и спортивному воспитанию в том, что преобладающая форма народного воспитания – коллективная, значимость личности на фоне общественных духовных ценностей учитывается с помощью дифференциального подхода к формированию общего социального заказа общества на определенные психофизиологические качества подростков.

          В школе активизирована работа школьного историко- краеведческого музея имени П. М. Эрдниева (рук. Нидеева Р.Ш.). Историко-краеведческий музей имени П. М. Эрдниева играет огромное воспитательное значение, ребята знакомятся с историей родного края, с прославленными земляками, изучают культуру, проводят поисковую работу, кроме этого организуются различные досуговые мероприятия с участием родительской общественности, носителей языка, знатоков традиций и обрядов калмыцкого народа.

        На базе музея организована работа кружка « Музей и дети» под руководством Нидеевой Р.Ш. Учащиеся с удовольствием готовят презентации о деятельности музея имени П. М. Эрдниева, посещают сторожилов села, записывают воспоминания, участвуют в конкурсах. Огромную поисковую работу провели члены кружка  при подготовке к мероприятиям, посвященных  депортации калмыцкого народа.

         Огромное внимание классными руководителями уделяется вопросам профилактики правонарушений, вредных привычек, наркомании, суицидальных проявлений среди подростков, а также повышению правовых знаний учащихся. Классные руководители проводят классные часы, викторины, учащиеся знакомятся со своими правами, организована работа «Детский телефон доверия». Родители ознакомлены с памяткой «Как ребенку не стать жертвой преступления». Результатами активной профилактики правонарушений является повышение правовых знаний учащихся, а также отсутствие правонарушений и преступлений среди подростков.

        Активную профилактическую работу проводит педагог- психолог, которой предложена программа социально- психологического тренинга «Формирование у подростков толерантного отношения к воздействию правонарушителей» В основе программы лежат идеи, касающиеся границ и ограничений толерантного поведения. В качестве объекта толерантности выбраны формы законопослушного поведения подростков.

          С учащимися начальных классов проведена беседа «из малолетних правонарушителей в волшебники». Во время релаксационных игр учащиеся выбирают качества, которые нужны им в жизни. Это решительность, смелость, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, выдержка. С целью таких занятий понижается уровень тревожности и повышается уровень мотивации обучения и мотивации одобрения.

           На совещании при директоре от 15 февраля 2014 г. заслушан вопрос о реализации Комплексного (сводного) плана по гармонизации межэтнических отношений в РК», классными руководителями проведены ряд классных часов, бесед, в содержание национально- регионального компонента предметов гуманитарного цикла (история, литература, история и культура родного края) темы, отражающие многонациональный характер РК как субъекта РФ, добрососедские отношения народов разных культур и разных религий.

         На мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Образование должно способствовать тому, чтобы с одной стороны, человек осознал свои корни, и тем самым смог определить свое место в мире, а с другой стороны, привить ему уважение к другим культурам и воспитать толерантное отношение между людьми.

          Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность. Стержень работы каждого педагога в развитии интеллектуальных и природных способностей каждого ученика. Мы, учителя, воспитатели должны приложить усилия. Чтобы каждый ребенок состоялся как индивидуальность, как личность.

                                                                                                  

 Н.Б. Азыдова, директор

                                                                                        МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ

                                                                                               имени П. М. Эрдниева»



Возврат к списку