О школе

Мероприятия
15 Декабря 2016

         Указом Президента Республики Калмыкия № 191 от 14 декабря 1996 г. Ики-Бухусовской средней школе присвоено имя Пюрвя Мучкаевича Эрдниева, доктора педагогических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, профессора, создателя методической системы УДЕ, уроженца п. Ики-Бухус. С тех пор прошло 20 лет. В 2007 г. - «Лучшая школа Республики Калмыкия», 2007 г. – в рамках ПНПО получена автомашина «Газель», 2009 г. – открытие первой в республике кратковременной группы при школе, 2012 г. – открытие дошкольной группы полного дня, 2011 г. – опорная школа района по изучению, сохранению и пропаганде эпоса «Джангр», 2012 г. – участие в федеральной программе модернизации дошкольного образования, 2014 г. – открытие историко- краеведческого музея имени первого академика Калмыкии П. М. Эрдниева, окончили школу – 3 серебряных медалиста.

         МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П. М. Эрдниева» является одной из школ по возрождению, сохранению родного языка, культуры, традиций калмыцкого народа, одним из этнокультурных центров республики, школой, пропагандирующей технологию УДЕ. 6 год возглавляет творческий коллектив грамотный, компетентный руководитель Азыдова Ноган Багуновна.

           Сегодня в коллективе работают опытные учителя - Манджеева А.Д.- «Отличник народного просвещения», Каруева Н.И.- «Почетный работник общего образования РФ», Шоволдаева Н.М., Нидеева Р.Ш., Бадмаева Н.А.- «Почетный работник общего образования РФ», Жагинова Н.М., Манджиева И.С.- «Почетный работник общего образования РФ» Немгиров Ю.С., коллектив создавался, развивался, закалялся под руководством опытных директоров Касаевой А.А., отличника народного просвещения, Менкеева В.Х., заслуженного учителя РК, Почетного работника общего образования РФ. Наряду с опытными учителями работают молодые педагоги – Бадмаева Д.В., Дорджиева Г.Д, Дорджиева Г.В., Дорджиев Д.Б., Манджиева Ц.С.

          Накануне знаменательной даты хочется вспомнить педагогов, профессионалов которых нет с нами, но они внесли значительный вклад в развитие коллектива, это Колеваева Л.С., Шараев В.М., Бамбышев А.А., Эрендженов Э.Л.  Посвятили свою жизнь обучению и воспитанию детей  учителя, ветераны педагогического труда с единственной записью в трудовой книжке - Менкеев В.Х., Шараева А.А., Убушиева К.Д., Бадмаева Н.Л., Шалбурова В.Б., Менкеева А.Д., Манджиева Е.Д., Айтаева Л.Н., Манджиев Н.Д., Манджиев Б.К.и другие.

           В начальной школе функционирует 2 национальных класс- комплекта. В течение последних лет прослеживается достаточно стабильное количество обучающихся на «4» и «5». Успешность обучающихся обусловлено эффективным использованием вариативного обучения, применением новых педагогических технологий. Учителя национальных классов приобщают детей к духовным ценностям, прививают любовь к традициям калмыцкого народа. Дети знакомятся с фольклором, устным народным творчеством. Это работа учителей национальных классов – Бадмаевой Н.А., Жагиновой Н.М., Шоволдаевой Н.М.

        Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно  и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Создание условий для участия обучающихся во внеурочной деятельности является одним из обязательных требований к условиям реализации основной образовательной программы. Внеурочная деятельность в школе направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям. Учащиеся начальных классов с удовольствием посещают кружки и секции: «ОРК и СЭ», «В мире слов», «Решаем нестандартные задачи», «Я рисую мир», «Белая ладья», 3-4 классы посещают секцию мини-футбола, спортивны час. Учащиеся 5-6 классов посещают кружки «Юный УДЕист», шахматы, кружок изобразительного искусства, спортивные секции мини-футбола и волейбола, вечерами наблюдают за звездами на кружке «Астрономия и я». Учителями Дорджиевым Д.Б., Каруевой Н.И., Манджеевой А.Д., Бадмаевой Н.А., Жагиновой Н.М. разработаны  рабочие программы для проведения кружковой деятельности. Одним из важных звеньев при введении ФГОС является подготовка кадров. Все учителя прошли курсовую подготовку. Примечательно то, что все 100% учителей принимают участие в проекте «Школа цифрового века», подписаны на методические журналы, пособия, одним словом идут в ногу со временем. В рамках данного проекта участвуют в вебинарах, семинарах, конкурсах, акциях, организуемых издательством журнала «Первое сентября»

        Вопрос внедрения технологии УДЕ в учебный процесс был принят всеми учителями школы с одобрением, на совещании при заместителе директора по УВР от 10.09.2012 г.  была рассмотрена данная ведомственная целевая программа «Развитие технологии дидактических единиц в Республике Калмыкия на 2012-2014 г. г.» Манджеевой А.Д., заместителем директора по УВР совместно с руководителями ШМО был разработан план по реализации ведомственной целевой программы, были внесены дополнения в рабочие программы учителей, рассмотрены вопросы прохождения курсовой подготовки, посещения семинаров, круглых столов учителями школы. Нидеевой  Р.Ш., Манджеевой А.Д. проведены консультации для молодых учителей, даны рекомендации по использованию технологии УДЕ в учебном процессе.

        УДЕ в школе внедрено с 1 по 11 классы. Бадмаева Н.А., Жагинова Н.М. используют на уроках технологию УДЕ. Так, на уроках математики ученики 1 класса изучают парные понятия сравнения: много - мало, выше - ниже, левее - правее и т.д. При изучении чисел первого десятка рассматривают с учениками название, обозначение, сравнение, откладывание чисел на счетах и на числовом луче состав чисел, знаки (=), больше, меньше, не равно. Учащиеся 3,4 классов без труда решают триады взаимно обратных задач: на нахождение суммы, первого слагаемого, второго слагаемого; на нахождение разности, уменьшаемого и вычитаемого и т.д.  Основное технологическое средство данной методики – это тщательная и систематическая отработка переходов от действий над единицами к осмыслению то же действия с круглыми десятками (приписыванием нуля, чтение вслух обобщенного примера). Учащиеся 4 класса продолжают решать деформированные примеры, четверки примеров, заполняют «Магические квадраты» В работе используют циркуль, транспортир.

          В 5 классе Нидеева РШ., учитель УДЕист использует  метод аналогии по методике УДЕ П. М. Эрдниева, при котором проводим  аналогию между некоторыми  плоскими фигурами и пространственными телами. Например: между квадратом и кубом; прямоугольником и прямоугольным параллелепипедом. При изучении понятий площадь и объем тоже можно установить аналогию между единицами длины и единицами площади и объема. При изучении курса геометрии 7-9 классах по учебнику Атанасяна, систематически применяем прием аналогии. Аналогия помогает сопоставлять понятия.

         Изучение материала крупными блоками позволяет учащимся усваивать знания быстрее, способствует систематизации знаний, развитию творческой личности. Использование технологии УДЕ позволяет применять на уроках такие логические приемы, как сравнение, обобщение, аналогия, сопоставление и при этом данная технология приводит к сокращению учебного времени. Так целостный подход при изучении темы развивает мышление и умственные способности учащихся благодаря укрупнению знаний.

          На состоявшейся XIII республиканской научно- практической конференции по технологии УДЕ «Перспективы развития технологии УДЕ академика П.М. Эрдниева в условиях введения ФГОС общего образования 10 февраля 2015 г.  в г. Элиста Нидеева Р.Ш., учитель математики награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РК  за вклад в развитие УДЕ. Это еще одно доказательство, что учебный процесс школы развивается в нужном направлении.

         Традиционно в школе проводятся школьные предметные недели, которые способствуют совершенствованию педагогического мастерства учителей, вовлекают учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышают интерес к изучаемым предметам. Успешна завершена декада «Олн ǝмтнд туслхла, алдр нернь делгрх», посвященная 95- летию со дня рождения П.М. Эрдниева. На открытии декады присутствовали учителя и учащиеся МКОУ «Уманцевская СОШ» Сарпинского района и МБОУ «Большецарынская СОШ № 1» Октябрьского района. Нидеева Р.Ш., руководитель историко-краеведческого музея имени Первого академика Калмыкии  П.М. Эрдниева провела музейный урок «Человек, воин, солдат», ребята задавали вопросы, с интересом рассматривали экспозиции, личные вещи П. М. Эрдниева, в знак дружбы и дальнейшего сотрудничества, учащиеся школы подарили гостям сувениры, сделанные своими руками. С нетерпением ждали учащиеся школы результатов конкурсов чтецов и рефератов, потому что приняли участие практически все учащиеся начальных классов. 1 место в конкурсе чтецов на русском и калмыцком языках присуждено Досанову Э., ученику 1 кл, Манжееву Б., уч. 4 кл, 2 место поделили Буваева Ц, уч. 2 кл., Буваева Э., уч. 4 кл. В конкурсе рефератов о жизни и деятельности П. М. Эрдниева поощрены Бадмаев Уралан, Манджиева Кема, Манджиев Эренджен. 1 место в интеллектуальном математическом марафоне завоевала Манджиева К, уч. 11 кл, 2 место - Конаева Б, уч. 6 кл, Манджиев Э, уч. 10 кл., 3 место – Немгирова Б, уч. 9 кл, Бадмаев Э., уч. 5 кл. Классные руководители 1-11 классов провели классные часы «Солдат, учитель, гражданин». В ходе недели учащиеся приняли участие математической викторине, были в математическом кафе, осуществили путешествие в мир математики, участвовали в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Все эти мероприятия развивают познавательную активность, общую культуру учащихся, уважение к правам и свободам человека. В рамках развития, продвижения и пропаганды технологии УДЕ, педагоги школы взаимодействуют с коллегами других школ. В 2015 г. на базе школы прошел выездной республиканский семинар «УДЕ как фактор достижения оптимальных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся в условиях поликультурного пространства» Участниками семинара были  учителя МБОУ СОШ №2 города Элисты и учителя начальных классов МДСОШ № 2. В ходе семинара были проведены открытые уроки, показаны мастер-классы. Своим опытом работы поделилась Нидеева Р.Ш., уч. математики. Участники семинара встретились с исполнителем главной роли детского полнометражного фильма «Небесный верблюд» Гасановым Мишей. Миша рассказал, где и как проходили съемки фильма.

         Огромную работу проводит Нидеева Р.Ш., руководитель историко-краеведческого музея имени Первого академика Калмыкии П. М. Эрдниева. Раиса Шургановна у себя в музее встречает гостей, проводит музейные уроки, семинары, участвует в республиканских конференциях по УДЕ, с передвижными экспонатами побывала в СОШ № 2 п. Большой-Царын, МДСОШ № 2. Учащиеся школы ежегодно встречаются с Пюрвя Мучкаевичем, рассказывают о делах школы, о жизни в поселке Ики-Бухус.          Учениками школы проводится работа по сбору информации о ветеранах войны, тружениках тыла, ребята восстанавливают фотографии военных лет, встречаются с членами семей ветеранов. В музее проведена работа над 12-ой экспозицией, посвященной ветеранам Великой отечественной войны и тыла в п. Ики-Бухус, учащимися школы собран материал, фотографии, выпущен стенд о детях войны, их в селе проживает 21 человек. В школьном музее свято хранится Знамя Победы, которое было передано Советом ветеранов Малодербетовского района. В дар школе Глуходедов В.И. передана книга Манджиева Н.Ц. «Достоин награждения». Книга содержит документальные материалы и художественные статьи. В ней впервые представлены сведения о подвигах наших земляков, совершенных на полях сражений Великой Отечественной войны. Ребята узнали о подвигах ики-бухусовцев, героев войны Менкеева Х.Ш., Каруева Я.П., Ханинова П.А.

         В целом качество знаний по школе составляет 60% при 100% успеваемости. В основе деятельности школы по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых  и одаренных детей, принцип  комплексного, всестороннего подхода к  решению проблем развития одаренности у детей. Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Учителя - предметники Манджеева А.Д., Манджиева И.С., Каруева Н.И., Дорджиева Г.Д., Нидеева Р.Ш. используют групповые и индивидуальные задания для обучения, ориентируют учащихся на дополнительную литературу с указанием информации. Учащиеся школы активно принимают участие в олимпиадах по всем учебным предметам. Так, Сахурова Цагана –победитель районной олимпиады по русскому языку и ИКРК а также призер по физической культуре (2015 г),  Немгирова Баина –победитель районной олимпиады математике  и по знанию эпоса «Джангр» и призер по физической культуре (2015 г),   Бадмаев Уралан - победитель районной олимпиады по ОБЖ и призер по физической культуре (2015 г.), Манджиев Манджи, Манджиев Баир- победители районной олимпиады по калмыцкому языку (2015 г), Манджиев Дорджи - призер олимпиады по  ИКРК, Манджиева Кермен- победитель олимпиады по калмыцкой литературе. Результативность участия учащихся школы на олимпиадах – главный показатель успешной реализации образовательных программ по школьным предметам. Статистика показывает, за 2012-2015 г.г. Манджиева И.С., учитель калмыцкого языка и литературы подготовила 7 победителей и призеров республиканской олимпиады по калмыцкому языку, среди них имена учеников школы Жагиновой Баиры, Джаканова Джангара, Каруева Санала, Манджиевой Кермен, Конаевой Байсаны. Хочется отметить, что в дальнейшем, победители и призеры олимпиады по калмыцкому языку обучаются на факультете калмыцкой филологии. Среди них Каруев Санал, Гасанов Миша, уже окончили КГУ по данной специальности и работают с детьми Конаева Баира, Мацакова Баира, Лиджиева Рина, Джаканова Уля. Поэтому заслуженно в 2015 г. Манджиевой И.С. присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», в 2016 г. на августовской конференции учителю вручена Премия Эрендженовой Екатерины Саранговны, в номинации «Лучший учитель калмыцкого языка»

         Анализ показал, что выпускники получили хорошие знания и умения по образовательным  предметам школьной программы. Это подтверждается результатами государственной итоговой аттестации. По математике в 9 классе - средний балл составил  4;  по русскому языку - средний балл -4, по химии – 4. Учащиеся 11 класса также подтвердили свои знания по обязательным предметам на государственной итоговой аттестации. По русскому языку средний балл составил – 66 б. Хороший результат у Гасанова Миши - 72 балла. Кроме обязательных предметов учащиеся выбрали и на отлично сдали литературу. Выпускники 2016 г. успешно обучаются в КГУ по специальности «калмыцкий язык и литература». Хочется отметить колоссальный труд учителей Манджеевой А.Д., уч. химии, Каруевой Н.И., уч. истории и обществознания, Дорджиевой Г.Д., уч. русского языка и литературы, Нидеевой Р.Ш., уч. математики, они принимают ЕГЭ, у каждого учителя создана система подготовки к ЕГЭ.

          В школе налажена работа ученического самоуправления. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособности органов коллектива, формирование у школьников отношения творческой взаимозависимости и организаторских качеств. На заседаниях обсуждается план подготовки и проведения мероприятий,  подводятся итоги общественной активности классов. Одной из добрых традиций в школе является участие в программе «Лидер», что занимает в школе одно из ведущих мест в организации внеурочной деятельности. Результативность такой работы ощутима на практике. Ребята становились победителями в районном конкурсе на лучшее знание государственной символики (Буваев Тамерлан), Гасанов Миша, член детской организации «Хамдан»- актер, Манджиев Эренджен прошел обучение для лидеров ученического самоуправления на базе лагеря «Смена» и получил сертификат, Манджиев Кару – дипломант республиканского фестиваля «Эпосы мира на земле потомков «Джангра», Манджиева Кермен выезжала в лагерь «Смена» под девизом «Строители новой жизни!  Учащиеся приняли участие в  фотоконкурсе «Ты мне нужен!, оказали помощь в сборе средств на строительство Ступы Просветления на территории п. Ики-Бухус, участвуют в концертах, в мероприятиях. Особо хочется отметить ребят  Манджиеву Кермен, Бадмаева Уралана,  Бембеева Эрдни, Манджиева Эренжена, Сахурову Цагану, Немгирову Баину, Манджиева Манджи.

        Школа сильна традициями. Гордость любой школы – ее выпускники, МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П. М. Эрдниева» не исключение. Среди выпускников школы много юристов, прокуроров, судей. Профессионалы в своем деле- братья Шипиевы, братья Нидеевы, сестры Кутлановы, Бамбышев С.А., Манджиев С.В. и др. Хорошими врачами являются Дорджиев В.О., Оконова У.Н., Нармаев Б.П., Сулукова Е.Б., Манджиев А.Н.и др. И среди педагогов есть лучшие. Так, Манджиева Б.В., выпускница 25 выпуска выиграла республиканский конкурс «Педагог года- 2007», в номинации «учитель» является председателем республиканского клуба «Пеликан», работает в Калмыцкой национальной гимназии, Азыдова Б.Б. в 2012 г. выиграла республиканский конкурс «Педагог года» в номинации «воспитатель», работает методистом в детском саду № 15 г. Элиста. Этот список можно продолжать бесконечно…Выпускники не забывают свою родную школу, своих учителей. Каждый год, на протяжении уже 20 лет, выпускники юбилейных выпусков приезжают в родную школу на вечер встречи выпускников, в 2014 г. зародилась традиция проводить турнир по волейболу на кубок выпускника «За верность школьным традициям!, с 2014 г. ежегодно проводится районный турнир по шахматам памяти Эрендженовых Л.С. и Э.Л.

         Ноган Багуновна Азыдова, директор школы  поделилась, что будет в дальнейшем продолжать ориентировать учителей на достижения, стимулировать их на труд, способствовать укреплению позитивного настроя на работу и поддерживать у них желание совершенствовать профессиональную компетентность. Обучая и воспитывая детей, развивая в них умение мыслить, самостоятельно принимать решение, мы создаем будущее республики, готовим поколение, которому уже скоро предстоит взять на себя заботу о процветании родного края.

DSCN0590.JPG

        

 


Возврат к списку